Сделано в России

Все регионы
РУС
Эксперты

Хайп или нормальная практика? Почему российские компании стали чаще проводить IPO

72
Хайп или нормальная практика? Почему российские компании стали чаще проводить IPO

Практически ежедневно информационное поле в России пополняется заявлениями компаний о намерении провести первое публичное размещение акций (IPO). Только за последние недели выход на биржу запланировали сеть алкогольных супермаркетов «Красное и белое» и компания Melon Fashion Group, объединяющая бренды одежды Befree, Zarina и Love Republic. Для проведения IPO в Нью-Йорке документы подал также московский сервис каршеринга «Делимобиль», а российский IT-сервис Sofline объявил о подготовке для первичного размещения своих ценных бумаг.

Редакция «Сделано в России» попыталась выяснить, что могло спровоцировать повышенный интерес к IPO у российских компаний. О том, как это характеризует инвестиционный климат в России, что дает IPO крупнейшим брендам и ретейлерам и какие риски несет торговля на бирже для владельцев – читайте в этом материале.

С ЧЕМ СВЯЗАН ВСПЛЕСК IPO?

Опрошенные редакцией эксперты единогласно утверждают, что российские компании подхватили практику выхода на IPO от международных компаний.

Доцент департамента финансового менеджмента Высшей школы бизнеса Высшей школы экономики (ВШЭ) Елена Сенаторова объяснила, что в последние годы наблюдается глобальный “бум” IPO, который начал распространяться и на отечественных предпринимателей.

«После удачного IPO HeadHunter в 2019 году произошло увеличение количества IPO в 2020-2021 годах. IPO провели ретейлер «Fix Price», e-commerce компания Ozon, лесопромышленный холдинг Segezha Group, крупнейшая судоходная компания «Совкомфлот», девелопер «Самолет» и несколько других компаний», - рассказала Сенаторова в беседе с редакцией.

Аналитик финансовой группы «ФИНАМ» Леонид Делицын также указал на взаимосвязь роста числа IPO в России с общемировым трендом на IPO. Он напомнил, что в прошлом году на американских биржах состоялись 165 первичных публичных размещений акций, которые позволили привлечь почти 62 миллиарда долларов. Подобные высокие показатели через механизм IPO компании привлекали лишь во время первого “интернет-пузыря” в 1999 году, когда получили около 65 миллиардов долларов, и в 2000 году, получив 64,8 миллиарда долларов, рассказывает Делицын. В обычных же условиях в США в среднем за год объем размещений составляет 25 миллиардов долларов.

Однако, как считает эксперт, называть всплеск IPO в России устоявшимся трендом пока рано. «Формально за год количество IPO на российских биржах выросло в бесконечное число раз. Но, разумеется, при такой статистике интервал в 2-3 года – слишком короткий, чтобы отделить тренд от случайного шума», - пояснил он.

ПОЧЕМУ КОМПАНИИ ХОТЯТ НА БИРЖУ?

Стремление предпринимателей провести IPO зачастую продиктовано несколькими причинами. Одна из них - привлечение дополнительных денег, что особенно важно в условиях достаточно высокой стоимости кредитов, считает Сенаторова.

«Во-вторых, это возможность задействовать рыночный механизм оценки собственных акций и таким образом положительно повлиять на капитализацию, повысить узнаваемость компании, сделать ее более привлекательной как для клиентов, так и для инвесторов», - продолжила эксперт.

В большинстве случаев выход на биржу положительно влияет на деятельность компании. Она может привлечь инвесторов и получить таким образом дополнительные денежные средства для дальнейшего развития, рассказала Сенаторова. А инвесторы получают более эффективный по сравнению с банковскими депозитами инструмент для вложений, который, несмотря на более высокий риск, позволяет при взвешенном подходе не только сохранить средства, но и значительно их преумножить, уточнила она.

Аналитик ФГ «ФИНАМ» обратил внимание на то, что российские предприниматели в некоторых случаях размещаются и на Московской бирже, и за рубежом. Подобный сценарий он назвал оптимальным.

Так, проведение IPO в Москве для западных инвесторов, по мнению эксперта, говорит об узнаваемости компании и ее успешности внутри страны. А российские инвесторы, в свою очередь, предполагают, что участие «глобальных покупателей» говорит о том, что они не столкнутся с трудностями при продаже акций в подходящий момент. «В итоге и те, и другие считают, что риски снизились», - добавил Делицын.

КТО ПРОВОДИТ IPO?

Если рассматривать распределение IPO по секторам экономики, то наибольшая доля по итогам 2020 года приходится на инвестиционные трасты, фармацевтику, производителей программного обеспечения и IT-сервисов, рассказывает доцент ВШЭ. Несколько меньшей популярностью, по сведениям базы данных Refinitiv, IPO пользуется в ретейле, здравоохранении, производстве промышленного оборудования, продуктов питания и напитков, рассказывает Сенаторова.

«Среди российских компаний, возможно, будут появляться похожие тренды. В настоящее время определенной закономерности не прослеживается. Тем не менее, активнее стали проводить IPO российские ретейлеры», - сказала она.

По мнению Делицына, пока рано делать заключения, какие компании активнее проводят IPO. «Можно лишь сказать, что для компаний индустрии ретейла, в особенности электронной коммерции, IPO выглядят очень привлекательной перспективой, и они активно изучают свои возможности», - объяснил он.

Эксперт допускает, что некоторые из них могут выйти на американские биржи «не совсем обычным путем» - через так называемые бланковые компании (SPAC). Речь идет о слиянии с публичной компанией, которая уже торгуется на бирже, однако не ведет бизнес-операции и при этом обладает капиталом для покупки реальной компании.

РИСКИ

Выход на глобальную биржу сильно влияет на деятельность компании, поскольку проведение IPO облегчает доступ к их средствам, рассказал Делицын.

«Издержки, связанные с публичностью, высоки. В случае, если в свободном обращении находится много акций, компания может стать объектом недружественного поглощения», - объяснил аналитик.

В качестве примеров он напомнил неудачные ситуации, в которых оказались Yahoo! и Intel. От первой требовали распродать компанию по частям, а последнюю склоняли к переориентированию производства. На фоне таких явлений нередки случаи делистинга, когда компания выкупает все акции с биржи, пояснил он.

Еще один риск связан с размещением ценных бумаг на нескольких биржах. «Иностранные инвесторы так и не разберутся, в чем состоит бизнес компании и почему она перспективна. А отечественные инвесторы, не слишком верящие в перспективы развития, будут ожидать только дивидендов, а не дождавшись, распродавать акции», - пояснил Делицын.

По мнению Сенаторовой, существующие риски также в большей степени связаны с «закрытостью» компаний, недостаточным уровнем раскрытия информации в отчетности, проблемами консолидации и корпоративного управления, а также дополнительными расходами.

СВЯЗАНЫ ЛИ IPO И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В СТРАНЕ?

По мнению Делицына, говорить о зависимости количества IPO от инвестиционного климата сложно не только в России, но и в США.

Этой же точки зрения придерживается Сенаторова. Тем не менее, за последние годы физическим лицам, число которых с начала прошлого года выросло почти вдвое, стало проще выходить на фондовый рынок.

«Безусловно, все это может привести к улучшению инвестиционного климата в стране и его дальнейшему «потеплению», что наряду с восстановлением экономики после локдауна и реализацией больших инфраструктурных проектов может привести к столь необходимому росту ВВП», - сказала Сенаторова.

Сделано в России / Made in Russia

Автор: Ксения Густова

0