Сделано в России

Все регионы
РУС
Эксперты

«Монетизируя полет фантазии». Экономист о становлении креативных индустрий - ИНТЕРВЬЮ

83
«Монетизируя полет фантазии». Экономист о становлении креативных индустрий - ИНТЕРВЬЮ

В последние годы экспертное сообщество активно обсуждает развитие и концепцию креативных индустрий. Все чаще и чаще звучит мнение, что именно этот сектор, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности, станет в будущем локомотивом развития мировой экономики. Проект «Сделано в России» пообщался с заместителем декана экономического факультета по развитию, заведующим учебно-научной лабораторией институциональных проблем экономической модернизации Сергеем Трухачевым, чтобы узнать, чем креатив привлекает финансовые власти и почему эта тема до сих пор звучит весьма расплывчато.

- В первую очередь хочется разобраться в понятиях, что из себя представляют креативные индустрии?

- Креативные индустрии - особый сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. Но проблема в том, что под этим термином каждый понимает что-то свое. Устоявшейся методологии, методики оценки нет. Сейчас у нас в России по заказу Федерации развития креативных индустрий проводится исследование, эксперты, изучив разного рода статистику, говорят, что единого подхода нет нигде. Есть наборы разных международных рекомендаций, которые применяются в разных странах, применяются очень по-разному.

Было несколько исследований по доле ВВП, которую занимают креативные индустрии, они тоже очень разные. Сейчас проводятся новые, думаю, что до конца года данные будут представлены. Но нужно понимать, что корректного международного сопоставления точно быть не может. Если говорить жестко, то это так. Пока все очень условно.

- С вашей точки зрения, почему этот сектор такой «размытый»?

- Новая сфера. Так всегда бывает, когда появляется нечто новое, что плохо вписывается в традиционные институты. Одно дело, когда у вас сельское хозяйство было привязано к земле, промышленность – к зданиям и технологиям, станкам. А когда монетизируется полет фантазии, у него нет «парковки»…

- На ваш взгляд, с чем связано появление новой сферы и необходимость выделения творческого труда в отдельный сектор, учитывая, что значительная часть профессии, которые относят к нему, существуют уже давно?

- Думаю, факторов несколько. Во-первых, есть история с интеллектуальной собственностью, которая становится все более важной для экономического успеха человека, страны. Интеллектуальная собственность – это и программный код, и дизайн, и научные и образовательные методики, музыка, кино. Патент в современной экономике играет все большую и большую роль.

С другой стороны, есть проблема географии, повышенной мобильности. Понятно, что конкуренция идет не столько за территорию, сколько за человека. Если вы хотите быть успешным с точки зрения корпорации, региона, страны - любой общности, вопрос не в том, какую территорию вы контролируете, а какие люди с вами работают.

- Как вы оцениваете развитие креативных индустрий в России?

- Мне кажется, что здесь есть очень важный аспект. Есть место работы, есть место жительства, есть место сбыта. Очень важно понимать, что мы подразумеваем под «развито» и «не развито». В стране есть налоговые резиденты, которые зарабатывают на жизнь креативным трутом. Всегда ли они работают на предприятие, зарегистрированное в российской юрисдикции? Нет, не всегда. Всегда ли эти люди живут на территории России? Снова, нет. Поэтому очень важно разделять рынки труда и места жительства.

- И все же, если мы говорим о российском рынке, о людях, которые живут в России и работают в российских компаниях?

- Безусловно, люди, которые работают в российских компаниях, работают не только на российский рынок. Возьмём, IT. Понятно, что это глобальная отрасль, не российская. Россияне, которые работают на российские офисы Microsoft, относятся ли они к российским креативным индустриям – это вопрос методологии. Они работают на территории России, но это глобальная компания, поэтому не совсем российская тема. Поэтому и нужна методика подсчета, история слишком многогранна.

- Что ж, будем ждать формирования методологии. Если мы вернемся к людям, которые заняты в этой сфере, с вашей точки зрения, сформирован ли в России креативный класс, как его можно охарактеризовать?

- Здесь нужно определиться, что подразумевается под словом «класс»? Если в классическом марксистском понимании - с определённым отношением к средствам производства, то сейчас я бы этого явления не преувеличивал, поскольку средством производства все больше становятся мозги.

Я не уверен, что можно говорить о классе. Скорее, можно говорить о востребованности определенного вида труда на рынке. Превратится это в класс или нет – посмотрим в будущем. Что можно сказать точно – что у нас есть люди, которые этим живут, таких все больше и больше.

- Прогнозируя будущее, как вы оцените роль и важность этого сектора для России?

- Конечно, он важен. Но нельзя просто сказать: «Мы хотим, чтобы креативные индустрии в России развивались». История гораздо глубже.

Сейчас идут поиски того, каким образом инвестировать и обустраивать жизнь через призму удобства для этого творческого креативного труда, с точки зрения регистрации прав собственности, удобства жить и работать в той среде.

Если страна хочет, чтобы в ней жили, она должна вкладывать в развитие средства. У России удобная налоговая и банковская система, она жутко клиентоориентирована по сравнению с другими странами. Россия, особенною Москва, очень технологически продвинута, но есть вещи, которые нужно подтянуть.

Большое значение имеет контроль над каналами монетизации, над каналами информации. То, что я наблюдаю на рынке, есть явное противостояние между людьми, которые что-то придумывают, назовем их креаклы (от «креативный класс»), и людьми, которые эту историю монетизируют, условно говоря - композитор и владелец марки, программист и владелец фирмы. Это история более сложная, ее развитие мы будем наблюдать ближайшие годы.

Сделано в России / Made in Russia

Автор: Мария Бузанакова

0