ОП призвала власти проработать единый подход для введения QR-системы на транспорте
2021-11-17 05:22

ОП призвала власти проработать единый подход для введения QR-системы на транспорте

Общественная палата России (ОП) обратилась в Оперативный штаб с просьбой разработать единый подход к введению QR-кодов на транспорте. Об этом сообщил член палаты, председатель общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, передает корреспондент «Сделано в России».

Правительство РФ направило в Госдуму пакет законопроектов о введении с 1 февраля до 1 июня 2022 года обязательных QR-кодов с информацией о прививках для проезда на транспорте, а также в общественных местах. Эти документы, согласно законопроекту, нужно будет предъявлять лицам старше 18 лет при посещении любых массовых мероприятий, учреждений культуры, непродовольственных магазинов, заведений общепита. Также предлагается обязать граждан предъявлять QR-код или медотвод от прививки при покупке билетов на самолет или поезд.

По словам Зотова, на данном этапе инициатива использования QR-кодов при организации авиационных и железнодорожных перевозок вызывает опасения граждан и представителей отраслей.

«Граждане отреагировали крайне негативно, меры пока достаточно в сыром виде. Финансово-экономическое обоснование отсутствует. Мера признана вакцинировать больше количество граждан, но механизмов мотивации гораздо больше и они менее затратны», - сказал он.

АВИАЦИОННЫЙ СЕКТОР

Зотов обратил внимание, что опасения авиационной отрасли в большей степени связаны с требованием введения QR-кодов при бронировании билетов.

«Мы должны понимать, что кратно снизится бронирование. Если в авиации это будет введено на стадии приобретения билета, то отрасль потеряет колоссальные суммы, потому что кратно снизится раннее бронирование. Мы это обсуждали с комитетом Госдумы по туризму, и экспертное сообщество подтвердило, что у нас граждане заранее бронируют свой отпуск, в том числе на летний период. Мы против, чтобы требовали код при покупке билета», - сказал он и пояснил, что человек, который, к примеру, планирует вакцинироваться в феврале, не сможет купить билеты на март.

Кроме этого, требование поставит российских перевозчиков в менее выгодные условия, считает он.

«Иностранные системы бронирования не будут проводить авторизацию через портал госуслуг, а, следовательно, мы будем в разных условиях работать. Потому что российские авиакомпании будут требовать авторизоваться через госуслуги, загрузить сертификат. То есть, все будут в разных условиях, а это неправильно», - уверен Зотов.

По его словам, лучшим решением было бы установить срок загрузки сертификата за несколько часов до полета и требовать его предъявления на гейте. «Даже не на стадии регистрации, сдачи багажа, потому что кто-то онлайн зарегистрировался, кто-то летит без багажа – а на гейте. Чтобы все были в равных условиях», - отметил он.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ

В сфере железнодорожных перевозок введение QR-кодов также вызывает много опасений, подчеркнул Зотов. «Если мы говорим о железнодорожном транспорте, не совсем понятно, кто будет проверять коды на станциях, где поезд останавливается на 2-3 минуты, а заходит несколько пассажиров. Можно требовать код при приобретении билета, но невозможно перепроверить, тот ли код был загружен», - сказал он.

Эксперт напомнил, что в ресторанах Франции многие ходили по QR-коду президента Эммануэля Макрона. «Здесь такая же история – любой код можно будет загрузить, и тогда непонятен смысл этих мер, если система будет так легко подвергаться ошибкам или отсутствию верификации. Поэтому мы просим, чтобы эти пункты были организованы на железнодорожных вокзалах при выходе на платформу. Но никак не при посадке в поезд, потому что это невозможно сделать», - заявил глава объединения.

ЕДИНЫЙ ПОДХОД

Зотов отметил, что ОП уже обратилась в адрес оперативного штаба с просьбой разработать единый подход к введению подобных мер. «Чтобы регионы не плодили хаос, а действовали на основании единой методики принятия решений на объектах транспорта. И важно, чтобы эти решения были согласованы с экспертным сообществом, с общественностью, а также были учтены бюджетные риски», - сказал он.

Общественник добавил, что необходимо проработать и другие меры для защиты населения и делать это системно, чтобы решения не вызывали диссонанс.

«Существует много менее затратных механизмов, чтобы увеличить количество вакцинированных граждан. Другие виды транспорта это пока не коснулось, но меры правительства нелогичны в части того, что порядка 10 миллиардов граждан перемещалось общественным транспортом, где большая вероятность подхватить вирус. Если мы говорим об авиа, то этот чуть меньше 100 миллионов человек по году. Несопоставимые цифры», - заключил он.

Сделано в России // Made in Russia

Автор: Мария Бузанакова