Сделано в России

Все регионы
РУС
Эксперты

Экологичность, маркировка и шрифт Брайля: какие инновации внедряет производитель упаковки «Ламбумиз»

Экологичность, маркировка и шрифт Брайля: какие инновации внедряет производитель упаковки «Ламбумиз»

Миллионы упаковок производятся в России каждый день. С активным ростом тенденции на экологичное потребление и переходом многих корпораций и компаний мира на «зеленую» экономику, разговоров об упаковке стало больше. Теперь и в России все чаще говорят о раздельном сборе отходов, стало больше эко-инфлюенсеров, и люди постепенно отказываются от пластиковых бутылок, контейнеров и одноразовой посуды.

В этой связи главным практически для всего бизнеса стал вопрос экологичности упаковки – будь то тара для продуктов и еды или стаканчики для кофе. Теперь это вопрос не только безвредного ведения бизнеса, но и формирования «лица» бренда и компании.

Продолжая цикл материалов о московской промышленности, редакция «Сделано в России» побывала на одном из старейших предприятий в Москве по производству упаковки «Ламбумиз», чтобы посмотреть, как там добиваются «чистоты» упаковки, какая работа кроется за привычными для покупателей вещами, и какие неочевидные инновации может привнести завод для комфорта общества.

Производство «Ламбумиз»

На заводе «Ламбумиз» производятся три вида упаковки. Это упаковка Gable-Top, или как ее называют в отрасли, «с гребешком», предназначенная для хранения молока и молочной продукции с коротким сроком годности – максимум до трех недель, рассказывает председатель совета директоров предприятия Сергей Ботвин.

Второй вид - гибкая упаковка, в которой мы часто видим в супермаркетах творог и масло. И третий - одноразовая посуда из картона, например, Wok-стаканы, в которых мы забираем «с собой» из кафе и ресторанов азиатскую лапшу, а также салатницы и коробки под бургеры. Последнее направление в период пандемии получило активное развитие.

«Мы увидели, что в период пандемии рынок потребления молочной упаковки начал падать, он упал процентов на 20. В 2019 году мы уже закупили станок для одноразовой посуды, а в пандемию мы увидели, что он уже не справляется с количеством заказов, поэтому закупили новое оборудование, нарастив его с 1 до 6 единиц. Пандемия подстегнула нас реализовать этот процесс очень быстро, опережая годы», - отметил собеседник проекта.

На заводе действуют пять цехов, и везде идет работа. Массивные машины вырезают, формируют, складывают, склеивают, разделяют, наносят краску и печатают.

Хотя большинство процессов на заводе автоматизировано, за каждым оборудованием стоит человек. Сотрудники завода проверяют готовые коробочки на качество, контролируют исправность работы оборудования, местами складывают заготовки в короба вручную для отправки клиентам.

Маркеры экологичности

Одним из маркеров экологичности в упаковке является использование картона. Это важно не только для снижения вреда окружающей среде, но и безопасности продукта.

«В основном мы везде используем чистый картон из лучших пород лиственных и хвойных деревьев. У нас используется только натуральная целлюлоза. По всем нашим стандартам мы не можем использовать другой картон, так как для производства молока и молочных продуктов картон должен быть натуральным. Молоко – это продукт, который в себя все впитывает, поэтому должны использоваться только высшие категории картона, «вторичка» здесь категорически запрещена», - рассказал Ботвин.

Помимо этого, на «Ламбумиз» используется бурый картон, который защищает продукт от проникновения ультрафиолета. По словам Ботвина, он еще более экологичный, поскольку его не отбеливают.

На фоне активной экологизации производств и введения концепции Расширенной ответственности производителей (РОП), встает вопрос: насколько ответственно предприятие обращается с промышленными отходами, как разделяет и утилизирует, и что планирует делать, когда концепция вступит в силу.

Сергей Ботвин рассказывает, что работа с производственными отходами ведется на предприятии уже давно: они никогда не выбрасываются на свалку, хотя и относятся к отходам класса «5» и практически не опасны, поскольку представляют собой бумагу и полиэтилен. Более того, на территории завода функционирует свой цех для сборки и прессовки промышленных отходов.

«Картон собирается в отдельное место и прессуется. Если это полиэтилен – он собирается в отдельные кипы, если полиэтилен с картоном – в другие. Брак по высечке тоже собирается отдельно. После чего мы передаем их на дальнейшую утилизацию и переработку», - рассказал Ботвин.

Всего «Ламбумиз» сотрудничает с 15 предприятиями, которые работают с отходами. В основном они сосредоточены в России, но один из таких партнеров завода работает за рубежом. «Они добились такой технологии, что они разделяют смешанную упаковку – полиэтилен с картоном - на фракции, забирают целлюлозу, используют ее на «вторичку», а полиэтилен перерабатывают в гранулы и используют для асфальтового покрытия, например», - рассказывает представитель завода.

Помимо этого, за последнее время заводу удалось самостоятельно снизить количество отходов: за счет изменения графика работы ламинатора - отходы полиэтиленовых спеков сократились на 20%, а при производстве одноразовой посуды стало использоваться остаточное сырье от упаковки для молока.

В скором времени завод планирует закупать специальное оборудование, чтобы не только собирать, но и перерабатывать производственные отходы у себя, то есть сконцентрировать весь этот процесс на своей площадке по максимуму.

«Мы нацелены завершить у себя полный цикл. Зациклить у себя на производстве всю эту работу», - отметил он.

Культурный сбор

Комментируя концепцию РОП, представитель завода отмечает, что в таком вопросе предприятиям очень поможет распространение культуры раздельного сбора отходов среди населения.

«Но сейчас этот законопроект нацелен на то, чтобы хотя бы обеспечить забор тех упаковок, которые «замялись», испортились, или был возврат у молочных производителей. Сейчас мы ведем с ними переговоры, чтобы они передавали нам свои отходы, а мы бы их перерабатывали. А уже потом важно дойти до конечного потребителя», - считает председатель совета директоров «Ламбумиз».

Он рассказал, что на совещании с правительством Москвы, посвященном экологии, предприятие предложило идею, которая бы привлекла внимание жителей и помогла бизнесу и гражданам вместе идти к переменам.

«Мы предложили идею, чтобы по коду Data Matrix можно было организовать сбор конечным потребителем. Мы могли бы отслеживать цепочку – смотреть, сколько продалось таких упаковок, в каких районах, и организовать инфокампанию, чтобы призвать потребителей сортировать использованные пакеты из-под молока. В этом всем вопросе очень важна культура раздельного сбора отходов у населения», - подчеркнул Ботвин.

Как создается упаковка

Корреспонденту «Сделано в России» удалось побывать в двух крупных цехах. В первом создавалась картонная одноразовая посуда, во втором – картонная упаковка «с гребешком» для молока и молочных продуктов.

«Мы закупаем сырье на фабрике, которая тоже находится в России. Это Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат. На этой фабрике мы закупаем картон. Потом мы привозим эти бобины к себе, они проходят процесс акклиматизации, после чего мы наносим на них полиэтилен, чтобы пакет сохранил все свои свойства, и защитил его как от внешней, так и от внутренней среды», - рассказывает Ботвин.

Массивные бобины, диаметром в 1,5 метра, отстаиваются в цехе, занимая почти половину его площади. После этого их «заряжают» в машины, где на них наносится печать.

«В оборудовании имеются шесть секций – шесть цветов, и по очереди цвета накладываются друг на друга для получения рисунка. На выходе из печатной машины полотно картона идет на вырубку – формируется форма упаковки, заготовка», - рассказывает Ботвин.

Тем временем, печатная машина наносит рисунок: сначала высвечиваются элементы одним цветом, затем – следующим, и вот на выходе – уже готовая и знакомая упаковка молока из магазина у дома.

После того, как она отстоит какое-то время, упаковку направляют на фальцевально-склеечную линию, где происходит сгибание пакета и запайка швов, которые защищают упаковку от протекания. Далее короба маркируются, складываются на поддоны и отправляются молочным заводам.

Маркировка «Честный знак»

Сегодня клиентами «Ламбумиз» являются около 500 компаний и предприятий, из которых свыше 200 – молочные заводы. При этом заказы на упаковку поступают не только из России, но и из-за рубежа – Республики Беларусь и стран СНГ.

Как известно, с 1 декабря этого года молочные производители обязаны маркировать свою продукцию со сроком хранения до 40 суток в рамках системы «Честный знак». Завод «Ламбумиз» уже работает в этом направлении, упрощая им процесс маркировки.

«Именно в упаковке Gable-Top мы первопроходцы. В мае 2021 года мы поставили все оборудование и отладили этот процесс. И сейчас практически все коды, которые печатаются на упаковке, наивысшего качества, класса «А». Мы наносим его и на гибкой упаковке, и на картонной, и даже думаем, что делать с листовыми упаковками. Мы уже закупили все необходимое и планируем наклеивать стикеры именно на ту нашу продукцию, которая выходит из-под офсетной печати листовой», - пояснил Ботвин.

Так, производители молока направляют предприятию код маркировки через личный кабинет системы «Честный знак». Он загружается в оборудование, и код печатается.

«После того, как мы его нанесли на упаковку, все типографии должны сделать верификацию этого кода – не просто напечатать, но и посмотреть, какого класса этот код и можно ли его допускать дальше. По законодательству этот код должен быть не ниже класса «С», у нас же они все класса «А», - отметил собеседник проекта.

Инвестиции, доходы и конкуренты

Как рассказал Ботвин, в месяц «Ламбумиз» выпускает до 6 миллионов единиц одноразовой посуды, порядка 50 тонн гибкой упаковки и до 35 миллионов единиц упаковки Gable-Top.

Для производства таких объемов важно исправное оборудование, куда завод вкладывает основной объем своих инвестиций.

«В 2021 году мы проинвестировали порядка 40 миллионов рублей в наше производство. Мы на эти деньги запустили производство офсетной печати, закупили и дооснастили офсетную печатную машину. В этом нам, кстати, очень помог департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы, который предоставил нам субсидирование инвестиционных затрат и льготное кредитование. Мы в этом им очень благодарны», - рассказывает председатель «Ламбумиз».

Сейчас завод находится на стадии окупаемости инвестиций. Но уже заметен эффект от усиления производства: так, операционная прибыль предприятия по итогам 2021 года может вырасти на 4%, примерно до 60-70 миллионов рублей.

«Зарубежных инвестиций мы не привлекаем. У нас чисто российское производство, и вся сырьевая база у нас тоже находится в России. Конечно, есть какие-то составляющие – например, краски, которые приходится закупать из-за рубежа, но 90% составляющих – российские», - подчеркнул он.

При этом своих главных конкурентов «Ламбумиз» и подобные предприятия видят не друг в друге, а в производителях пластиковых бутылок.

«Нашей технологии упаковки Gable-Top уже 120 лет, она практически не претерпела каких-либо изменений. Есть такие же производители, как и мы. Таких в России четыре, один из них – импортный. Мы конкурируем с производителями пластиковых бутылок. Как ни странно, они получили сейчас большое распространение, хотя весь мир отказывается от них», - отметил он.

Инновации для себя и общества

Оптимизация технологических процессов ведется в «Ламбумиз» с помощью своих же разработок. Это повышает его производительность и экономит деньги.

«Мы увеличили скорость нашей фальце-склеечной линии своими разработками. Если раньше скорость была 260 метров в минуту, то сейчас мы ее разогнали до 450. Это позволило нам оптимизировать расходы и работать не на двух фальце-склеечных линиях, а на одной. Этого мы добились благодаря нашим знаниям», - рассказывает Ботвин.

Но новые решения завод старается внедрять не только для своей пользы – сейчас предприятие планирует активно продвигать упаковку для людей с нарушениями зрения, печатая наименования продукции шрифтом Брайля.

«Совместно с Всероссийским обществом слепых мы разработали такой проект по маркировке картонных пакетов с молочной продукцией шрифтом Брайля. И сейчас мы активно предлагаем эту идею молочным заводам, чтобы они не оставались в стороне и активно заказывали продукцию с этим шрифтом. Если это получит свое распространение, то такому большому классу людей станет в разы проще ориентироваться в магазинах», - заметил представитель завода.

Сделано в России // Made in Russia

Автор: Карина Камалова

0