Эксперт: доля складского рынка в РФ выросла в 3 раза, но еще не отвечает запросам бизнеса
Объем складского рынка в России за 10 лет увеличился в три раза, сообщил директор по представлению интересов корпоративных клиентов Knight Frank Максим Загоруйко. Тем не менее, на фоне динамичного нарастания e-commerce и конкуренции в этом сегменте предлагаемый объем все еще не покрывает спрос. Это вынуждает крупные маркетплейсы развивать собственные логистические центры.
"За последние два-три года складской сегмент выполнил качественный скачок. За 10 лет объем нашего рынка увеличился почти в три раза - с 11 миллионов до 30 миллионов квадратных метров. Это произошло, потому что активно меняется структура потребления, развивается логистика по всей стране", - рассказал Загоруйко в рамках онлайн-конференции Major Fashion Day.
По его словам, взрывной рост складского девелопмента наблюдается не только в московском регионе, но и по всей стране, хотя Москва по-прежнему остается "перевалочным центром" для всей страны, предлагая 16 миллионов квадратных метров складских помещений.
Увеличился и объем инвестиций в этот сегмент. "В прошлом году был 41 миллиард рублей, в этом году уже почти 30 – и это только по первому-второму кварталу. Я думаю, что объем инвестиций по итогам 2021 года перебьет 2020 год", - отметил представитель агентства.
Вместе с тем, арендные ставки тоже не стоят на месте и ощутимо повышаются. По словам Загоруйко, за 9-10 месяцев текущего года стоимость аренды на рынке поднялась практически на 1 тысячу рублей.
"С чем это связано: к нам пришла мировая инфляция, которая повлияла на стоимость доставки, плюс резкое повышение цен на строительные товары и проектное финансирование. В результате сумма стройки у нас увеличилась процентов на 30-40. Доля вакантных помещений стремится к нулю практически по всем регионам. И мы видим, что это влияет на спрос", - пояснил он.
Онлайн-ритейл "разогревает" складской рынок
Онлайн-ритейл растет бешеными темпами: увеличиваются обороты, и, как следствие, растет запрос на наращивание квадратных метров складов, отметил представитель Knight Frank.
По его словам, сегодня между лидерами электронной торговли - Lamoda, Ozon, Wildberries, Ситилинк, Яндекс.Маркет и другими идет "схватка" за долю рынка. Как следствие, им просто необходимо наращивать свою логистическую долю.
"В 2019 году логисты составляли 30%, сейчас их доля сокращается за счет крупный e-com. Крупные e-com игроки на себя переводят логистические процессы, развивают свою логистику. Есть такой тренд", - заметил Загоруйко.
Регионы-лидеры по логистике
В России сложились четыре крупных логистических центра: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск.
"Спрос в московском регионе - около 4 миллионов квадратных метров на ближайшие два года, в Санкт-Петербурге – 1 миллион квадратных метров, в Екатеринбурге – 600 тысяч квадратных метров, в Новосибирске - примерно то же самое. То есть у нас сложилось четыре крупных логистических центра", - отметил он.
Помимо них, активно развивается Дальний Восток и Красноярск, где тоже растет спрос на увеличение складских территорий.
При этом, по данным Knight Frank, в следующем году в Москве заявлено строительство 6 миллионов квадратных метров складских помещений.
"По опыту, наверное, только 3 миллиона квадратных метров будет построено, но все равно это достаточно серьезные цифры", - отметил представитель агентства.
Сделано в России // Made in Russia
Автор: Карина Камалова