Сделано в России

Все регионы
РУС
Эксперты

БАДы и чипсы: как стресс в пандемию повлиял на покупательские привычки россиян

55
БАДы и чипсы: как стресс в пандемию повлиял на покупательские привычки россиян

Чувство незащищенности в пандемию, ограничение социальных контактов, инфляция и непростая экономическая ситуация в стране в целом несколько изменили потребности россиян за 2020-2021 годы, рассказали генеральный директор INFOLine Иван Федяков и руководитель клиентской группы холдинга «Ромир» Анастасия Сидорина в рамках онлайн-конференции «Потребительский рынок России: итоги 2021 года и ключевые вызовы 2022».

По их словам, покупатели стали с большей рациональностью подходить к распределению денег, но в то же время чаще потреблять те услуги и товары, которые позволят развеяться и почувствовать комфорт в отсутствии стабильности.

СИТУАЦИЯ, В КОТОРОЙ ОКАЗАЛСЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

По словам генерального директора INFOLine, такое событие, поначалу казавшееся незначительным, как застревание Ever Given в Суэцком канале, запустило виток роста цен в 2021 году по всему миру. На фоне проблем с логистикой, удорожанием перевозки материалов, сырья, конечной продукции, поставщики начали повышать цены, и теперь тема инфляции в мировой повестке - номер один.

"Для российской экономики, которая во многом экспортно-ориентирована, которая получает основной доход от экспорта продукции за рубеж, рост цен позволил решить много экономических проблем, которые назревали в начале 2021 года. Кроме того, на фоне таких беспрецедентных темпов роста, были введены дополнительные пошлины на вывоз металлов, продовольствия, леса, другого сырья. Это позволило наполнить бюджет", - рассказал Иван Федяков на конференции.

По оценке аналитического агентства, сегодня можно говорить о том, что экономика России уже адаптировалась к вызовам 2020-2021 годов.

"По итогам 2021 года мы ожидаем прирост ключевого показателя отрасли (розничного товарооборота - ред.) на 7%. Это очень неплохая динамика, которая позволяет говорить о том, что мы выходим на допандемийный уровень. Если мы разложим эту динамику на составляющие, связанные с продуктами питания и непродовольственным ритейлом, то мы увидим, что продукты питания показали рост по итогам года около 2% – это очень небольшая величина <...> В непродовольственном ритейле мы, наоборот, видим прирост 14% розничного товарооборота", - поясняет эксперт.

В денежном выражении прирост в продуктовом ритейле составил 11%, а в непродовольственном – почти 20%, что, по словам Федякова, феноменальный рост, "которого не было за последние годы очень давно".

Оказавшись в ситуации катастрофического падения доходов, население стало чаще брать займы: по данным INFOLine, за 10 месяцев 2021 года объемы ипотечных займов, потребительских кредитов побили абсолютные рекорды, перекрывая данные за 2019 и 2020 годы вместе взятые.

В INFOLine отмечают, что доходы россиян могут вырасти по итогам 2021 года на 3-4%, возвращаясь на уровень 2019 года.

К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕЛО

Уровень инфляции влияет на то, как покупатель распределяется своим рублем, отметила руководитель клиентской группы холдинга «Ромир» Анастасия Сидорина. В 2021 году россияне стали чаще экономить на таких товарах, как одежда, обувь, косметика, средства по уходу за собой, бытовая техника.

"На фоне такой ситуации мы будем наблюдать очень высокий уровень стресса. Так, на конец 2021 года мы видим, что охват стрессующего населения в России сократился и составляет 72%, но острота стресса демонстрирует только рост", - отметила она.

Вместе с тем, по данным "Ромир", 75% россиян все равно считают себя счастливыми, связывая понятие счастья, в первую очередь, со здоровьем и только потом - с достатком и благополучием. Для молодой аудитории счастье в большей степени связано с комфортом и удовольствием, отметила она.

ПОТРЕБИТЕЛЬ НИВЕЛИРУЕТ СТРЕСС

Окружающая действительность привела к трансформации не только образа жизни потребителей, но и спроса.

"Для части населения борьба со стрессом – это история вкусной еды, покупка новых вещей. При том, что покупатель сегодня крайне рациональный. В том числе это возможность использовать БАДы, правильное питание и так далее. Мы наблюдаем, что происходит трансформация привычных паттернов покупательского поведения", - отметила Сидорина.

Как следствие, в 2021 году в покупательском сегменте наметились определенные тренды. Один из них - активные расходы на готовую еду.

"Сейчас категория "Готовая еда" закрывает разные потребительские миссии – перекус, побаловать себя, готовые решения. <...> Преобладающим сегментом является снековая история – пироги, пирожки, это то, что находится на первой позиции. В онлайн-рынке готовая еда показывала активный рост, и здесь ключевыми являются роллы, суши, готовая пицца. То есть один из способов борьбы со стрессом - это побаловать себя", - пояснила эксперт.

При этом россияне балуют себя не только готовыми блюдами и кондитерскими изделиями, но особенно солеными снеками - например, самой активной в плане продаж категорией стали чипсы, и этот тренд сохраняется до сих пор. Также в 2020 году активно рос сегмент крепкого алкоголя, и в 2021 году этот тренд тоже продолжает сохраняться.

"Трансформация происходит с изменением образа жизни и непродуктового блока. Из-за удаленного способа работы, россияне стали активно покупать товары для дома и ремонта – тренд отчасти сохраняется. <...> Одним из способов борьбы со стрессом стало времяпрепровождение с домашними животными – в 2020 году количество владельцев домашних животных выросло. Это привело к тому, что в 2021 году аксессуары для животных показывают активную динамику", - пояснила представитель "Ромир".

Что касается досуга вне дома, то особой популярностью среди россиян пользуются рестораны быстрого питания.

ЦЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ

"Если мы возьмем абсолютно все ценности с точки зрения потребления и сегментируем их в четыре блока, то вот что мы получаем: базовая история, история удобства, цены, ценность соответствия", - рассказала Анастасия Сидорина.

Так, потребитель сегодняшнего дня понимает определенные стандарты качества и удобства: для него становятся само собой разумеющимися и обыденными наличие возможности оплаты картой, отсутствие очередей, вежливый персонал и обслуживание.

Несмотря на достаточно нестабильную и сложную макроситуацию, в которой оказался российский покупатель, и вынужденную экономию, растет значимость такой ценности как "чуть больше чем надо".

"Это история дополнительной ценности, которую ритейлер или производитель может создать для потребителя. Это наличие уникального ассортимента, свежей выпечки, готовых решений, экспресс-кассы", - поясняет эксперт.

Таким образом любой игрок рынка - будь то ритейлер или производитель - сегодня находится на перепутье, пытаясь решить, какой конкретно стратегии придерживаться, каким желаниям клиента уделять больше внимания: ценности денег, времени или удовольствия.

"Большое количество запросов со стороны покупателя направляется сегодня в сторону рынка", - отметила Сидорина.

Сделано в России // Made in Russia

Автор: Карина Камалова



0