Сделано в России

Все регионы
РУС
Эксперты

Спрос есть, услуги нет: почему туризм в России пока не готов к устойчивому развитию

74
Спрос есть, услуги нет: почему туризм в России пока не готов к устойчивому развитию

Свыше 60% россиян задумываются об экологичных способах путешествовать и ищут для поездок места, которые бы отвечали стандартам ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance). Вместе с тем, только 30 отелей страны идут в сторону устойчивого развития и могут предложить аудитории услуги, которые бы отвечали на их запрос, заявила директор инициатив по развитию туризма, экологии и климату Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольга Захарова на Гайдаровском форуме.

"Устойчивое развитие и ESG стали нарастающим трендом за последние пять лет. <...> Потребитель тоже стал интересоваться устойчивым туризмом и, по данным Booking.com, 61% россиян хотели бы знать больше об устойчивых средствах размещения, больше знать, куда идут их деньги и как они влияют на местные сообщества", - рассказала Захарова в рамках сессии "Устойчивое развитие: вызовы, угрозы и возможности для туриндустрии".

Вместе с тем, в России существуют только 30 гостиниц, которые идут в сторону устойчивого туризма, тогда как в Греции их 600, а в Германии - 500, отметила Захарова.

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ

Дефицит "зеленых" объектов в сфере туризма и гостеприимства обусловлен отсутствием каких-либо правил и критериев. Кроме того, бизнес не понимает, какие экономические бонусы и привилегии он может от этого получить, пояснила она.

"Бизнес не видит экономической эффективности: внедрять экологические решения дорого, у них огромный срок окупаемости, к тому же, наблюдается дефицит решений на рынке. В стране нет ресурса, куда предприниматель может зайти и узнать, какие критерии объекта устойчивого развития он может к себе применить. Если будет у бизнеса возможность сокращать свои издержки и увеличивать прибыль, он будет осознанно идти на эти шаги", - считает представитель АСИ.

По ее словам, небольшой отель может сэкономить 5 тысяч евро за 6 месяцев, отказавшись от одноразового пластика, и на 8% - уменьшить расходы на продукты питания, если внедрит систему управления пищевыми отходами.

В стране уже есть проекты, которые могут поделиться своим опытом устойчивого развития, отметила Захарова. Например, Красная поляна, которая использует принципы энергоэффективности и уже на 18% снизила расход электроэнергии, на 25% – расход воды. Гостиничная сеть Azimut, которая заменяет косметические средства на более экологичные. Гостиница "Бурятия" в Иркутской области, где за счет сбора и переработки отходов смогли сократить углеродный след на 200 тысяч тонн. Сюда же эксперт отнесла ресторан Bjorn в Москве, который внедрил принципы бережливого производства и сократил на кухне пищевые отходы. Там подсчитали, что 20% фруктов и овощей не доходят до стола потребителя.

"Устойчивое развитие – это здравый смысл каждого человека. Это не вызов, это нормальное состояние, чтобы то, что мы сегодня делаем, не навредило поколениям, которые будут жить после нас. <...> Что для этого нужно делать: Ростуризм сейчас будет работать совместно с регионами и выдавать им межбюджетные трансферты для того, чтобы поддерживать предпринимателей. Но пока нет заинтересованности в том, чтобы регионы сформировали критерии и меры поддержки, чтобы предприниматели внедряли "зеленые" решения", - подчеркнула она, добавив, что внедрять такие решения можно уже на базе готовых бизнес-проектов, и для этого не нужно вкладываться в новые.

ПРИМЕРЫ РЕГИОНОВ

Устойчивый туризм власти Алтайской республики понимают как сохранение природного биоразнообразия, создание новых рабочих мест с достойной оплатой и сохранение местной культуры и сообществ, укладов, традиций и истории.

"Для нас развитие туризма особенно важно, потому что он имеет мультипликативный эффект для развития экономики. Одно рабочее место в туризме создает пять рабочих мест в смежных отраслях. И ни для кого не секрет, что республика Алтай супер востребованное туристическое место. Мы принимаем в год более двух миллионов туристов, и поток растет с каждым годом. Главная задача для нас – сохранить баланс между ограничением и гостеприимством. По разным оценкам экспертов, по опросам россиян, все больше идет тренд на сохранение природы. Эксперты отмечают, что экологический познавательный туризм прирастает в 30% в год", - рассказал глава республики Олег Хорохордин.

Чтобы соответствовать этим трендам, власти Алтая нацелены на снижение антропогенной нагрузки и сохранение местной культуры, пояснил Хорохордин.

"Мы связываем туристические тропы с инфраструктурой, раздаем буклеты туристам о том, как себя вести. Вот, например, скалы разрисовывались: нарисовать на скалах быстро, а стереть - это трудоемкий и, между прочим, дорогостоящий процесс. К тому же в алтайской культуре нет церквей, церковь - это перевалы, и если в православной культуре традиция свечку поставить в церкви, то здесь ленточку повязать, и именно ленточку, а не маску – это очень оскорбляет местных жителей", - пояснил глава республики.

Кроме того, по его словам, внимание алтайских отельеров любого уровня обращают на борьбу с отходами. Помимо этого, в планах региона - переход на зеленую энергетику.

"В Алтае восемь солнечных станций и один накопитель. Мощности превышают в 1,5 раза наше потребление. Но сегодня это дорогая энергетика.По оценкам инвесторов, которые вложили в развитие солнечных батарей, к 2029 году цена на них сравняется с газом, и тогда мы полностью перейдем на зеленую энергетику", - подчеркнул он.

Сегодня туристическая мировая отрасль выделяет 8% парниковых газов, турбизнес оставляет большой карбоновый след, добавил Хорохордин. В связи с этим, республика идет к тому, чтобы в будущем предлагать туристам покупать карбоновые офсеты.

МОСКОВСКИЙ АУДИТ

Запрос от общества на экологичное потребление и туризм уже сформирован (в России 74% жителей, по данным Booking.com, хотели бы в будущих путешествиях снизить количество мусора), теперь государству необходимо создавать условия, которые бы стимулировали появление таких услуг, отметила председатель комитета по туризму Москвы Екатерина Проничева.

"У нас уже есть стратегия развития туристической отрасли до 2035 года, где устойчивое развитие туризма включает в себя уважение к экологическим состояниям территорий, многонациональности и ограничение овертуризма. Но нужны стандарты, которые бы позволяли либо на территории всей России, либо в каждом отдельном субъекте подходить к принципам устойчивости адресно", - рассказала Проничева.

Помимо этого, важно информировать людей и маркировать средства размещения, туроператоров, как отвечающих требованиям устойчивого развития, а также сообщать людям, что они могут сделать, чтобы их поездка не приносила вреда планете. Последней мерой может стать законодательная инициатива, касающаяся мер поддержки бизнеса, который стремиться к ESG.

Москва с 2022 года входит в Глобальный совет по устойчивому туризму (GSTC) и начинает разрабатывать и уникальные стандарты для города.

"В этом году мы проводим аудит Москвы на соответствие международных стандартов GSTC с точки зрения соответствия наших участников отрасли – от гостиниц, кафе, ресторанов до объектов показа – этим критериям. В результате у нас появляются свои собственные стандарты. Мы в рамках них планируем проводить отдельную работу с отраслью. <...> Мы должны простимулировать спрос, рассказав людям о том, что они могут воспользоваться услугами, которые соотвтетсвуют их стандартам и представлениям о сохранении окружающей среды. Созданием таких стандартов на базе Москвы мы и займемся и приглашаем коллег к участию в этом", - заметила она.

Сделано в России // Made in Russia

Автор: Карина Камалова

0