Сделано в России

Все регионы
РУС
Интервью

Как построить успешный социальный бизнес - ИНТЕРВЬЮ

161
Как построить успешный социальный бизнес - ИНТЕРВЬЮ

Сегодня в мире наблюдается глобальный тренд на социальное предпринимательство. Ежегодно увеличивается число бизнесов, чья деятельность нацелена не только на извлечение прибыли, но и ставит перед собой главной задачей – помощь обществу.

О том, как развивается социальное предпринимательство в России, с какими трудностями сталкиваются владельцы такого бизнеса и на какую помощь государства могут рассчитывать, редакция «Сделано в России» поговорила с руководителем региональных проектов фонда «Наше будущее» Евгений Рахновский.

- Евгений Генадиевич, расскажите, кто такие современные социальные предприниматели в России и насколько их много в нашей стране?

- Понятие социального предпринимательства в России получило законодательное обоснование сравнительно недавно — в июле 2019 года были приняты изменения в федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Конечно, в нашей стране всегда были бизнесмены, преследующие благие цели. Еще до революции находились купцы, которые пытались своими силами решать социальные вопросы. В СССР эти задачи взяло на себя государство. В 90-х годах социальное предпринимательство вновь начало развиваться.

Современные социальные предприниматели могут развивать самые разные проекты — от помощи детям и обучения людей с ограниченными возможностями до пропаганды здорового образа жизни. Особый статус они получают после регистрации ИП или юрлица, когда подают документы на внесение в реестр МСП. Если компания соответствует установленным в законе критериям (по категориям трудоустроенных работников, производимых или реализуемых товаров и услуг, либо целям деятельности), ставится галочка.

В январе 2022 года социальных предпринимателей в России насчитывается свыше 6,2 тысячи — в 1,5 раза больше, чем планировалось нацпроектом МСП. По понятным причинам, больше всего их в Москве и Подмосковье, также в регионах, которые уже давно занимаются этим направлением — Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Башкортостане и Нижегородской области.

- Насколько социальное предпринимательство отличается от классического?

- Я предлагаю не сравнивать. Предпринимательский подход, бизнес-идеи, определённые жизненные обстоятельства влияют на реализацию проекта. Социальная составляющая показывает зрелость предпринимателя, его желание решать социальные задачи и помогать людям.

В социальном предпринимательстве человек берет на себя ответственность за решение каких-либо социально значимых проблем. То есть предприниматель не просто зарабатывает, а помогает сделать наше общество и мир лучше. В эту сферу просто так не приходят. Кто-то выбирает социальный бизнес под влиянием собственной истории жизни, у других случается незапланированная проблема, которую приходится решать самостоятельно, третьи теряют трудоспособность или работу. Находятся люди, которые за счёт продуманных бизнес-моделей помогают справляться с этими трудностями.

- Какие риски существуют в сфере социального предпринимательства?

- В первую очередь, это риски внезапного закрытия бизнеса, невыполнения социальных или иных показателей, которые они планировали достичь. Нужно учитывать возможное изменение налогообложения, необходимость привлечения квалифицированных специалистов, изменение арендной ставки, штрафы, которые появляются по результатам проверки бизнеса.

Приходится постоянно искать новые методы работы с целевой аудиторией, анализировать ее, привлекать инвесторов. Как и обычный бизнес-проект, социальное предпринимательство должно выйти на самоокупаемость. В противном случае есть риск, что компания просто прекратит свое существование.

- Какие меры поддержки могут получить социальные предприниматели?

- Социальные предприниматели могут воспользоваться широким спектром мер государственной поддержки. Правовой основой для этого, как я уже говорил, стал принятый в 2019 году закон о социальном предпринимательстве. Он наделяет правом федеральные и региональные органы исполнительной власти вводить новые преференции для социальных бизнесменов — не только финансовые, но и имущественные, налоговые льготы, консультирование, помощь в получении необходимого образования и др.

В том же законе прописано, что социальное предпринимательство предполагает не только работу с социально незащищенными слоями населения, но продвижение идей здорового образа жизни, укрепления семьи, сохранения языкового многообразия. Благодаря этому, воспользоваться мерами поддержки сегодня могут многие организации.

Фонд «Наше будущее» начал заниматься поддержкой социальных предпринимателей еще в 2007 году — задолго до принятия закона. Это гранты, займы, программы участия в уставном капитале, широкая информационная поддержка, помощь в выходе на каналы сбыта — направлений очень много.

Ежегодно мы вручаем всероссийскую премию «Импульс добра» за проекты, которые внесли существенный вклад в развитие социального предпринимательства. В 2022 году премия состоит уже из восьми номинаций. Заявку на участие можно подать до 1 марта на официальном сайте. Призовой Фонд премии в этому году составит не менее 4,2 миллиона рублей.

- Можете ли выделить наиболее яркие кейсы, получившие премию в последние несколько лет?

- За 10-летнюю историю премии нам поступило 2079 заявок из более 80 регионов России, а лауреатами стали 101 человек.

В 2020 году одним из лауреатов премии «Импульс добра» стал социальный предприниматель Артур Сарниц. Он задумал реализовать интересный туристический проект. Сегодня созданный им фортификационный комплекс «Форт №11 Дёнхофф» в Калининграде считается одним из знаковых и красивейших мест в городе.

В 2021 году лауреатом премии стал проект организации интерактивного инклюзивного детского центра «Лекотека» в Сыктывкаре. В общей сложности он получил от нас три займа. В данном случае социальный предприниматель занимается очень нужным и важным делом — создает среду для сенсорного, социально-психологического и физического развития детей с ОВЗ.

Еще один лауреат премии создал в Нижнем Новгороде интерактивный музей занимательных наук «С опорой на воздух». Школьники изучают технические науки и в перспективе могут примерить на себя ту или иную инженерную профессию.

В Санкт-Петербурге социальный предприниматель открыл на базе пяти школ Роббо клубы — кружки робототехники для детей. В них школьники учатся креативному программированию, схемотехнике и микроэлектронике, мобильной робототехнике, интернету-вещей (IoT), 3D-прототипированию и 3D-печати.

Также хочу отметить проекты создания центра детского спорта в Нижнем Новгороде, Музея белевского пряника и культурно-туристического центра в Тульской области. Интересных идей очень много.

- С какими сложностями сталкиваются социальные предприниматели?

- Пожалуй, самая большая сложность, — это недоверие населения к социальному бизнесу. Некоторые люди считают, что нельзя подменять государство в решении социальных вопросов. К счастью, ситуация меняется, тренд на благие дела набирает обороты.

Сложно с самого начала, не имея определенных знаний и навыков, выбрать идею для бизнеса и грамотно просчитать бизнес-план, собрать весь комплект документов для вхождения в реестр и получения мер поддержки, особенно государственных, разобраться с тонкостями ведения бухгалтерского учета и уплаты налогов.

Зачастую непросто, оказывается, найти поставщиков и надежных контрагентов, определиться с дальнейшим развитием проекта. К сожалению, в российских институтах еще нет программ для обучения социальных предпринимателей. Мы сделали первый шаг: приняли участие в создании и развитии программы — Мастер управления в социальном предпринимательстве «Социальные инновации и предпринимательство» в Высшей школе экономики. Кроме того, на уровне Фонда запущен информационный портал «Новый бизнес», работает «Лаборатория социального предпринимательства», где как начинающие, так и действующие социальные предприниматели, могут пройти обучение.

- Что чаще всего не учитывают начинающие предприниматели, запуская социальный проект? На что стоит обратить внимание?

- Многие предприниматели, в том числе социальные, неправильно понимают целевую аудиторию, не знают, как с ней работать, не учитывают конкуренцию.

Еще одна распространенная ошибка связана с тем, что большинство бизнесменов работают на арендных площадях, что в некоторых случаях составляет до 50% ежемесячного бюджета проекта. Эта финансовая нагрузка сильно влияет на бизнес и не позволяет получить желаемый результат.

Кадровый вопрос, как обычно, стоит во главе угла, неважно классический это проект или социальный. Без персонала бизнес не запустишь. Сотрудник, имеющий высокую квалификацию, не будет работать за сумму, меньше которой себя оценивает. Зачастую предприниматели пытаются экономить на трудовых ресурсах, привлекая людей без нужного опыта или знаний. Но высококлассный коллектив — показатель успешности бизнеса.

Когда предприниматель ежемесячно не получает ожидаемого дохода, ему приходится возмещать дефицит средств из собственных накоплений, рано или поздно он начинает разочаровываться в проекте. Наличие плана на начальном этапе — это, конечно, не 100% гарантия будущей прибыли. Но он хотя бы позволит предпринимателю действовать поэтапно. У нас, например, есть «Банк социальных идей», где собраны готовые проекты по целям устойчивого развития с полной выкладкой по объемам финансирования и социальному эффекту.

Сегодня существует огромное количество мер финансовой и информационной поддержки предпринимательства и обучающих курсов. Еще на стадии планирования предпринимателю следует разобраться в существующих региональных преференциях, которые могут помочь в реализации проекта.

Стоит заранее сделать определённый анализ, пройтись по инфраструктуре и понять, какие организации и ресурсы могут быть полезны для социального бизнеса. Нужно заранее выстроить правильное и грамотное бизнес-планирование. И, конечно, верить в себя и собственный успех. Только тогда все получится.

0