Реальность виртуальная и обычная – часть 2. Как учиться в виртуальности и какие перспективы у этого направления в России?
Фото: личный архив Дениса Захаркина
Увидеть и «потрогать» своими руками то, что еще даже не создано, объяснить необъяснимое и «двоечников» превратить в «отличников». Всё это можно сделать с помощью виртуально реальности. Редакция «Сделано в России» (входит в проект РЭЦ Сделано в России) пообщалась с Денисом Захаркиным – создателем российской компании VR Concept о том, как в нашей стране развивается виртуальная реальность и как ее можно использовать для улучшения реальности обычной. О самом продукте, который создают компания, мы рассказывали в первой части интервью.
Как вы оцениваете текущее состояние рынка виртуальной реальности в России и какие перспективы видите для развития этой отрасли?
Рынок виртуальной реальности в России, на самом деле, достаточно активно и уверенно развивается. Во многом, конечно, благодаря поддержке государства и национальных проектов. Так как виртуальная реальность является сквозной технологией, она применяется во всех реальных отраслях экономики, в том числе в реальной жизни. Но на пользовательский рынок, как в России, так и за рубежом, виртуальная реальность пока массово не вышла. При этом идёт активное её внедрение как в образование, так и в промышленность с точки зрения именно национальных проектов, грантов и таких проектов, как «Приоритет 2030», высшие инжиниринговые школы, передовые инжиниринговые школы и технопарки.
Расскажите про конкретные примеры использования ваших продуктов в образовательных учреждениях и какие результаты они показали?
Наше решение активно применяется в вузах для научной деятельности и для обучения инженеров, конструкторов. И в принципе техническим специальностям. Благодаря тому, что они используют наш продукт, они получают навыки, во-первых, работы с технологией виртуальной реальности, навыки прототипирования, работы с «цифровыми двойниками», и, в том числе, создания «цифровых двойников» и VR проектов. Но при этом, хоть наше решение изначально под это и не разрабатывалось, сейчас его в вузах начинают активно применять и для обучения программистов, потому что наше решение позволяет интегрироваться с любыми внешними системами. И при обучении программистов они могут создавать внешние какие-то программы, например на языке на языке С++, и эту программу интегрируют с нашим продуктом. Таким образом получают реальный тренажёр, который может быть востребован в реальном секторе промышленности. И при этом в школах, как, в общем-то, в колледжах и вузах наше решение активно применяется для того, чтобы преподаватель в виртуальном пространстве мог провести урок, продемонстрировав, например, как выглядит завод, как выглядит двигатель автомобиля, самолёт. Или, например, рассмотреть анатомию человека, клетку или молекулу.
Какие основные цели и ценность вашего проекта? Как вы считаете, каким образом он сможет улучшить качество образовательных услуг в учреждениях? Что получают школьники и студенты, работая с вашим продуктом?
Основная цель нашего проекта – это, конечно, формирование рынка виртуальной реальности, развитие рынка виртуальной реальности за счёт сбора подтверждения лучших практик внедрения виртуальной реальности в различные отрасли. Но, если мы говорим конкретно про образовательные учреждения, то ценность нашего продукта заключается в том, что любой преподаватель, имея VR-оборудование, с помощью нашего ПО может легко и быстро сформировать урок и показать то, что он физически в классе не может сделать. В рамках пилота, который мы проводим в РОЦ №76, наше решение показало реальный эффект. Это пока пилот, запустившийся в начале года, закончится он в конце учебного года, но уже сейчас он показывает эффект повышения успеваемости учеников. А самое главное – повышение их вовлечённости в образовательный процесс, мотивации. Мы видим то, что ученики, у которых успеваемость ниже, которым тяжело разобраться в теме урока, благодаря виртуальной реальности начинают вовлекаться и интересоваться темой урока. Их оценки повышаются. То есть, прямо говоря, мы нацелены на то, чтобы повысить успеваемость троечников, таким образом добившись общего повышения образования, как в школах, так и в других учебных заведениях.
Сейчас одно из центральных направлений вашей работы – это поставка ПО в школы и вузы, почему вы выбрали это направление? Какие были личные мотивы, ведь кажется, что с корпорациями работать проще? Есть ли у вас идеи новых продуктов для сферы образования?
Да, четыре года назад мы в большей степени переориентировались на образование, в первую очередь вузы, потому что увидели, что экономический эффект в промышленности заметен в достаточно долгом периоде, и это приводит к тому, что промышленность виртуальную реальность внедряет достаточно медленно. И циклы сделки достаточно долгие – порой от 3 до 5 лет может идти процесс продажи в какую-то промышленную компанию. Но с точки зрения образовательных учреждений, вузов, виртуальная реальность эффект показывают гораздо быстрее и нагляднее. А самое главное, что в вузах и в образовании идёт активная финансирование таких проектов и поддержка со стороны государства. Сейчас то, что мы получили от вузов запросы на нашу экспертизу, на то, чтобы мы создавали образовательные продукты, помогали им внедрять VR в образовательный процесс, привело к тому, что мы запустили свою Академию VR. Цель – формирование комьюнити и помощь образовательном учреждениям, преподавателям разобраться в этой технологии, научиться создавать VR проекты, внедрять их в образовательный процесс, прописывать сценарий урока и методологии проведения такого урока. Мы начали активно именно в этой отрасли работать и запустили, в том числе в рамках своей Академии, ещё и акселератор, который каждый год проходит онлайн бесплатно, где мы своими знаниями делимся. После прохождения этого курса можно получить удостоверение установленного образца, так как наш курс поддерживается большим количеством учебных заведений России.
Какие препятствия вы встретили в процессе внедрения систем виртуальной реальности в образовательные учреждения и как вы их преодолели?
Сложность, с которой мы столкнулись, конечно то, что учителя – это обычные люди, как и все мы. Они не сталкивались с виртуальной реальностью ранее, у них нет дома шлема VR, они не имеют опыта работы с технологией, не понимают, как ей пользоваться на уроке и как проработать методологию, которая будет учитывать использование этой технологии. Но для этого мы, собственно, и запустили Академию, для этого проводим акселераторы. Мы рассказываем, показываем то, как эта технология применяется в России и в мире в различных отраслях. Мы даём уверенность в том, что это технология полезна, подтверждаем её тем, что учитель сам её попробовал. Далее мы ему показываем то, что урок создать – на самом деле достаточно простая вещь. Конечно, мы здесь сталкиваемся с тем, что учителя очень сильно нагружены и не готовы создавать такие проекты. В ответ на это мы запускаем сейчас проектную деятельность со студентами вузов технических, формируем свой штат, который нацелен на то, чтобы создавать уроки виртуальной реальности на потоке.
Как вы учитываете различные уровни знаний и способности учеников при создании систем виртуальной реальности и как вы обеспечиваете индивидуальный подход к обучению?
Большое заблуждение относительно того, что VR-урок – это урок с применением шлема VR, который ученики надели, а учитель пошёл пить чай. Виртуальная реальность – это именно когда учитель и выступает тем, кто обеспечивает этот самый индивидуальный подход к обучению. Его задача учитывать различные уровни знаний, способности учеников. VR здесь обеспечивает тем инструментом, который помогает в этом и даёт возможность донести знания гораздо более простым способом.
Безопасно ли применение ваших продуктов для молодых умов? Не вызывает ли это привыкания или каких-то негативных последствий для здоровья?
Это вопрос философский. Как и вопрос касательно того, стоит ли детей допускать к смартфонам, компьютерам, или лучше им знакомиться с информационными технологиями, когда они выйдут из школы. И когда они придут на работу, и вдруг внезапно узнают о том, что существуют в мире компьютер, существуют поиск в интернете. Тут стоит вопрос не то, что о безопасности, а о развитости, актуальности в современном мире. Но здесь есть и другой аспект – детям до 13 лет виртуальная реальность, как и стереофильмы, противопоказана, и это совсем не связано со зрением. Это связано с тем, что у нас есть когнитивная часть мозга, которая отвечает за восприятие, которое до 13 лет формируется. VR-технологии, как и стереофильмы, совершенно не дают ту же самую обратную связь, как если бы человек получал информацию в реальном мире. Но привыкания, негативных последствий для здоровья это не вызывает. Это подтверждено не одним десятком лет исследований и опытом использования этой технологии большим количеством людей по всему миру.
Какие перспективы вы видите в будущем для развития систем виртуальной реальности в образовательных учреждениях и какие меры вы принимаете для того, чтобы поддерживать свой проект на уровне с новыми технологическими трендами?
На текущий момент это является фронтиром цифровых технологий, ориентиром и маяком. Условно говоря, виртуальная реальность – технология, которая позволяет остальные цифровые технологии объединить в одну единую систему. Даёт человеку и машине интерфейс, позволяющий взаимодействовать наиболее простым образом. Перспективы этой технологии заключаются в том, что это возможность взаимодействия с информацией в виртуальном виде не только в плоском представлении, а и в объёмном, что ведёт к тому же понятию «фиджитал», которое сейчас активно развивается в рамках игровой индустрии, спорта, нейроразвлечений. Это означает, что, например, когда мы в виртуальной реальности можем поиграть в какую-то игру, допустим в футбол, а потом в этот же спорт играть в реальной жизни, то мы будем гораздо лучше в этом разбираться. То же касается и, например, сборки двигателя. Даже в медицине уже есть примеры того, как врачи применяют эту технологию, чтобы подготовиться к операции. Они виртуальной реальности отрабатывают операционные процессы, планируют, как они будут проводить операцию. После проводят её на реальном пациенте.
С точки зрения далекой перспективы виртуальная реальность – одна из технологий для организации, например, безлюдного производства. Больше людей смогут работать на опасных производствах, опасных объектах, не выходя из своего комфортного дома. Предполагается, что в будущем появятся управляемые машины, по сути, роботы человекоподобные, которыми мы сможем управлять в виртуальной реальности.
Другие интересные новости читайте в нашем Telegram-канале
Авторы: Полина Хаустова, Дмитрий Сорока
Сделано в России // Made in Russia (входит в проект РЭЦ) в партнерстве с Фондом Росконгресс
#сделановроссии