Конкуренция или нечестные правила? Что думают ретейл и юристы о политике Visa и Mastercard в России
2021-09-09 05:21

Конкуренция или нечестные правила? Что думают ретейл и юристы о политике Visa и Mastercard в России

Спор между ведущим российским маркетплейсом Wildberries и международными платежными системами Visa и Mastercard затронул серьезные вопросы на финансовом и бизнес-рынке. Напомним, что конфликт возник после того, как онлайн-ретейлер раскрыл размер комиссии при оплате картами Mastercard и Visa, чтобы показать покупателям реальное ценообразование.

Подобная схема, когда пользователь интернет-магазина видит сумму комиссии банка-эквайера и реальную стоимость товара по отдельности во время покупки, сейчас применяется в Европе, заявили в Wildberries. Однако российский рынок для иностранных финкорпораций оказывается исключением, а подобные действия встречают негодование.

Справедлива ли политика международных платежных систем на российском рынке? Что важнее – «прозрачность» ценообразования для потребителей или возможность для всех участников рынка платежей работать по своим правилам? Эти вопросы сегодня обсудили участники New Retail Forum. Как реагирует российский ретейл и юридическое сообщество на ситуацию – читайте в статье «Сделано в России».

Эквайринговые ставки, установленные международными платежными системами для России и зарубежных стран, отличаются довольно сильно. Зарубежные операторы объясняют эту разницу неразвитостью платежного рынка в России, рассказала заместитель GR-директора в Wildberries Мария Живых.

«По нашему глубокому убеждению, это уже давно не так. Наша финансовая инфраструктура не уступает, а в каких-то моментах даже превосходит инфраструктуру коллег из Европы и США, поэтому эта разница уже давно необоснована и неактуальна», - считает Живых.

Президент ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов заметил, что, по данным Центробанка, в России на конец 2020-го года было выдано более 300 миллионов пластиковых карт. Это говорит о том, что каждый житель страны сегодня имеет как минимум две банковские карты.

В компании Wildberries предлагают обратиться к опыту европейских коллег. Так, если в Европе клиент интернет-магазина открыто видит в момент покупки сумму комиссии банка-эквайера отдельно от стоимости товара, то в России подобная схема не может применяться, поскольку это идет вразрез с правилами международных платежных систем, зарегистрированных на рынке.

По словам вице-президента Российской ассоциации экспертов рынка ретейла, партнера юридической фирмы «Косенков и Суворов» Дениса Косенкова, сложившаяся ситуация говорит о том, что сейчас российский рынок регулируется не только правом и законодательством Российской Федерации, но и правилами международных платежных систем, которые "не являются нормами права, однако считаются некими установленными правилами».

«Я посмотрел договоры порядка 10 банков, среди них крупнейшие. Во всех договорах с бизнесом, так или иначе, говорится о том, что наш бизнес, ретейл, не ретейл, в общем сфера услуг, обязаны соблюдать установленные правила международных платежных систем. Разбираемся, что это такое. Заходим в закон о национальных платежных системах, заходим на сайт Visa и Mastercard в России, смотрим, что правила не распространяются на торгово-сервисные предприятия и распространяются только на участников платежных систем, то есть на банки и платежные системы. Каких-либо положений о том, что они являются частью международных правил, в положении нет. Тем не менее, банки по своим договорным обязательствам, видимо, привязаны к каким-то правилам международных платежных систем, которые регулируются другими юрисдикциями», - пояснил Косенков.

При этом текущие правила таковы, что показывать размер комиссии для проведения платежа можно при оплате госуслуг, но нельзя при приобретении товаров онлайн. И это правило действует только для России, отметили участники дискуссии.

«Когда мы заходим оплатить штраф или госуслугу, мы всегда видим комиссию. <…> Правила международных платежных систем таковы, что при оплате госуслуг комиссию отображать можно, а для всего остального – нет. Очевидно, что это четкая бизнес цель - платежным системам невыгодно, чтобы потребители видели комиссию, чтобы их платежная система ассоциировалась с этой комиссией», - отметил Косенков.

Негативный эффект от неконтролируемого роста тарифов, в конечном счете, ложится не только на потребителя, отметила представитель Wildberries Мария Живых. По ее словам, в результате растет общий уровень цен, разгоняется инфляция, а особенно больно все это бьет по продавцам, то есть по малому и среднему бизнесу, для которых онлайн-ретейл самый популярный канал продаж.

ПРОЗРАЧНОСТЬ ЦЕНЫ В ПРИОРИТЕТЕ

Покупательскя способность россиян «не тешит себя иллюзиями», рост зарплат не догоняет рост расходов, поэтому каждое изменение цены товара замечается потребителем, отметила генеральный директор розничной сети «Твое» Мария Чернышова.

«Для нас, как для российского рынка и ретейлера, важный шаг – именно прозрачное ценообразование и конкурентоспособный тариф», - отметила она.

С этим также согласны в Wildberries. При открытом отображении суммы комиссии за проведение платежа и стоимости товара покупатель понимает, за что и сколько он платит, поэтому может выбрать удобный ему способ оплаты, платежную систему и сэкономить. Там считают, что такую возможность необходимо закрепить на нормативном, регуляторном уровне.

ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА - НЕОБХОДИМО?

Ранее Visa объявила о повышении своей комиссии для супермаркетов и отмене льготных тарифов для крупных магазинов. Это, наряду с заявлениями с угрозой штрафов для российских банков, в Асссоциации экспертов рынка ретейла считают свидетельством координации. Является ли это свидетельством того, что иностранные компании занимают главенствующее положение на российском рынке? И как решать конфликт, без или с вмешательством государства?

«Если мы видим ситуацию, при которой на торгово-сервисные предприятия путем штрафов, путем отказа от предоставления услуг эквайера оказывается давление, то, на мой взгляд, с точки зрения правовой квалификации закона «О защите конкуренции» – это координация. И здесь вопрос – хватит ли у нашего государства воли применить законодательство «О защите конкуренции» к ситуации, которая происходит на рынке, и второе – воли отрегулировать рынок, если у нас есть какие-то пробелы», - отметил Денис Косенков.

Он заметил, что еще несколько лет назад Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не согласилась с тем, что в стране образовалась монополия зарубежных платежных систем. Глава АКИТ Артем Соколов также отметил, что ранее власти объясняли свое невмешательство тем, что это конкурентный рынок, где "каждый устанавливает те тарифы, которые устанавливает". Помимо этого, в ФАС отмечали, что международные платежные системы не доминируют в России, поскольку их доля на рынке меняется, тогда как доминирование признается, если присутствие на рынке стабильно и неизменно.

«Крайне редко государство вмешивается в такие вопросы, но, тем не менее, мы видим тренд, что нигде Visa и Mastercard не сдавали позиции без боя, нигде не обошлось без вмешательства государства. Поэтому, я надеюсь, что переговоры между игроками рынка будут, но, если они не сложатся, то государство наше защитит нашу юрисдикцию”, - отметил вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ретела.

Ранее международные платежные системы Visa и Mastercard обвинили Wildberries в добавлении дополнительной комиссии при оплате их картами в размере 2%. В ответ на это ретейлер пояснил, что подобная комиссия существовала всегда, маркетплейс лишь стал отображать ее для клиентов, сделав платеж «прозрачным». Позднее маркетплейс принял решение о введении 2% скидки при оплате картами национальных платежных систем. Это было воспринято в Mastercard и Visa с критикой, в частности Visa направила банкам-эквайерам ритейлера письмо, что это нарушение правил платёжной системы. Wildberries обвиняют иностранные платёжные системы в угрозах российским банкам из-за комиссий на платформе.

Сделано в России // Made in Russia

Автор: Карина Камалова