Made in Russia

All regions
ENG
Culture

Exporting Russian Film: Heading East

32

В разделе «Кинопрокат» департамента кинематографии Министерства культуры России за 2014 год обозначены следующие итоги международной деятельности: направлено 410 фильмокопий российских фильмов; проведено 644 сеанса; командировано 325 кинематографистов для участия в зарубежных киномероприятиях; участие национальных фильмов в 5 международных кинофестивалях и 6 кинорынках, 27 кинонеделях и фестивалях российского кино за рубежом; российские фильмы завоевали свыше 40 призов на международных кинофестивалях. Кажется, результаты впечатляющие, однако, российское кино по-прежнему не может похвастаться широким кинопрокатом за рубежом: в мировую ротацию попадает считанное количество отечественных фильмов, хотя сейчас их и больше, чем несколько лет назад.

Для того, чтобы оценить перспективы проката российского кино за рубежом, необходимо понять, какое именно кино отечественного производства может быть интересно иностранному зрителю.

В топ-50 самых успешных российских фильмов в мировом прокате входит кино самых разных жанров: от «Метро» Антона Мегердичева и «9 роты» Федора Бондарчука до «Русского ковчега» Александра Сокурова и «Возвращения» Андрея Звягинцева. Выделить какой-либо один жанр, или даже шире – одно направление - практически невозможно.

Однако, опыт показывает, что на данном этапе российское зрелищное, ориентированное на кассовые сборы, кино не может конкурировать с Голливудом. Одной из первых попыток произвести кассовый продукт для мирового проката был «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, собравший в итоге $33 951 015. К сожалению, последующие попытки такого успеха не имели, и сейчас, опять же можно констатировать, что как мировая, так и российская массовая аудитория ориентирована на блокбастеры американского производства.

Авторское кино, даже признанное мировым профессиональным сообществом, тоже далеко не всегда становится популярным в прокате. Так, прошлый год прошел в России под знаком споров о «Левиафане» Андрея Звягинцева, фильм был номинирован на «Оскар» и вышел в прокат более чем в 50-ти странах мира, собрав в России и США $1 375 303 и $1 092 800 соответственно. Но эти цифры не идут ни в какое сравнение с голливудскими блокбастерами, причем по уровню сборов как в США, так и в России.

Однако, нельзя говорить, что российские фильмы за рубежом неинтересны в принципе. Вопрос состоит в том, в каком направлении развивать мировой прокат отечественного кино.

К примеру, Неделя российского кино в Мумбаи, организованная в ноябре Национальным фондом поддержки правообладателей при участии Союза кинематографистов Российской Федерации, собрала около 5000 зрителей, что показывает высокий уровень интереса к нашему кинематографу в этом регионе. Надо отметить, что аудитории были представлены как современные картины («Норвег» Алёны Званцовой, «Училка» Алексея Петрухина, «Единичка» Кирилла Белевича, «Вий» Олега Степченко, «Елки лохматые» Максима Свешникова и другие), так и классика советского кино (Летят журавли» Михаила Калатозова, «Иди и смотри» Элема Климова, «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова).

Еще один сегмент рынка, где российское кино может быть потенциально успешным, это, конечно, Китай. Так, В 2014 году прокат фильмов во всем мире принес валовый доход в $37,5 млрд. Из этого объема сборов на долю китайского кинорынка пришлось 13%. С учетом того, что в стране проживает более миллиарда жителей, эта для будет только расти.

Но борьба за прокат в Китае осложняется не только жесткой конкуренцией, но и внутренними ограничениями, так как в Китае установлена квота на фильмы иностранного производства, кроме того, далеко не все фильмы пройдут идеологический фильтр. Пока что самым успешным в китайском прокате российским фильмом остается «Сталинград», собравший в Поднебесной около $12 млн.

Возможно, рекорд «Сталинграда» будет побит именно в наступающем, 2016 году, когда в китайский прокат выйдет несколько самых ожидаемых отечественных картин: "Воин" Алексея Андрианова, "Экипаж" Николая Лебедева и анимационный фильм "Савва. Сердце воина" Максима Фадеева. Добиться этого удалось благодаря усилиями кампании "Централ Партнершип", которая достигла соответствующих договоренностей с китайской «Чайна Фильм Груп».

Так же еще в начале года стартовали российско-китайские переговоры о введение взаимных квот на прокат кино, и, по итогам медиафорума «Эффективное распространение информации в мире в эпоху интегрированных коммуникаций», был подготовлен проект договора о сотрудничестве в сфере кинематографа, предусматривающий квоту для российского кино (от 5 до 10 фильмов в год) в китайском прокате.

Большим потенциалом обладает прокат российского кино в Латинской Америке. Например, большим успехом у зрителей Бразилии в этом году пользовался анимационный фильм «Снежная королева-2. Перезаморозка».

Надо отметить, что российская анимация в целом в последнее время пользуется всё большим спросом на мировом рынке. Так, франшиза «Снежная королева» вышла в прокат более чем в 80-ти странах мира, заработав около $25 млн. В 2015 году «Снежная королева-2. Перезаморозка» была показана в США, Канаде, Франции Германии, Австрии, Бразилии, Китае, Японии, Малайзии, Болгарии и других странах.

Резюмируя, можно сделать следующие выводы: для развития мирового проката российским производителям не стоит сосредотачиваться на каком-то одном жанре, лицо отечественного кинематографа в мире включает в себя и кассовое, и авторское кино. А вот направление потенциального расширения может сыграть ключевую роль: борьба за западный рынок кажется гораздо менее перспективной, чем за рынки, к примеру, стран БРИКС.

Марина Горячева

0